Мы используем файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия с сайтом.
Хорошо, больше не показывать

● 5 мин. чтения

Окна. Рамы и раскладки.

Настало время разобрать сложную и ответственную тему внешних окон.

Именно по окнам мы всегда безошибочно распознаем страну, в которой объект находится.

С окнами все очень непросто.
Начать надо с того, что окна - это очень дорого, а хорошие окна - это прямо таки баснословно дорого, хотя в случае окон любые траты себя оправдывают.

Архитекторам приходится искать компромисс между «какой бюджет это выдержит, вы нас разорите» и «ну это какой-то колхоз».

При чем речь идёт не о каких-то специальных заказах и фантазиях в плане раскладки, а о самых стандартных, изделиях но в более аккуратном и изящном исполнении.

Но в практические трудности будем вдаваться чуть позже, а пока разберёмся - какие вообще бывают окна, как с ними работать, какого изготовителя искать и что у него заказывать.


1. Деревянные окна с двойными рамами

Дерево - идеальный материал для окон, живой и дышащий.

Вокруг деревянных окон сочиняют множество мифов.
Такие окна дескать надо заклеивать, они скрипят, из них поддувает, они не закрываются.
На самом деле за деревянными окнами просто нужно следить, и своевременно проводить легкую реставрацию и регулировку.
Окна перестают закрываться в случае если они неправильно установлены и створки провисают.
На фото: деревянные окна в эркере после реставрации.

Преимущества их, помимо экологичности, в том, что по прошествии долгого времени, при должном уходе они выглядят точно также как и сразу после изготовления, в отличие от пластика, который быстро желтеет, темнеет по швам и вообще стремительно теряет вид.

Ни одна другая конструкция кроме узкой деревянной рамы не позволяет изготовить настолько узкие перемычки и обвязку.
Самый сложная часть работы - это найти изготовителя.

Качественные новые окна по старым образцам изготавливаются в Германии и Австрии.
Нам удалось обнаружить несколько компаний которые занимаются реставрацией особо важных исторических объектов и изготавливают окна с двойными рамами и кремонами по старому образцу (так как это обязательное условие реконструкции).
По нашему опыту - это лучший из возможных вариантов.

Кстати, раздвижной шпингалет или кремон - это тонкий механический механизм закрывания створок, который позволяет створкам оставаться тонкими, так как механизм ручки не нужно встраивать непосредственно в раму.
Часто людей пугают треснувшие или разбитые фрагменты стекла в деревянных окнах.
Но как раз в деревянном окне заменить фрагмент стекла очень просто, для этого нужно лишь снять деревянные штапики и поврежденный фрагмент легко извлекается и заменяется на новый.



2. Деревянные окна со стеклопакетами

Надо признать, что изготовить тонкую раму со стеклопакетом крайне сложно.
Чем проще раскладка, чем более изящными будут выглядеть окна, так как профили сами по себе достаточно грубые.

Мы приложим пару фотографий тех решений которые обычно предлагают поставщики, чтобы вы убедились в том насколько это спорно чисто эстетически.
Необходимо обсуждать и договариваться о возможных методах утоньшения рамы.
К примеру, нужно договориться об изготовлении рам без импоста.
Импост - это мощная вертикальная стоевая в которую закрываются две рамы.
Она не позволяет окнам открыться настежь.
Такую конструкцию часто используют поставщики пластиковых окон.
Рамы без импоста закрываются одна в другую, как двери и раскрывают окно полностью.
Импост сам по себе добавляет раме в зависимости от конструкции 50-60мм (а иногда даже больше) толщины.
Окна без импоста обычно дороже, но дороговизна в этом вопросе себя оправдывает - окна действительно являются не просто ключевым, а действительно самым важным архитектурным элементом.

Именно они определяют уровень интерьера.
В ходе работы с поставщиком нам удалось добиться приемлемых рам и профилей с достаточно тонкой раскладкой, но такие вещи необходимо обговаривать заранее.

Кроме того, чем проще раскладка и чем меньше в ней перемычек, тем лучше будет выглядеть изделие в финале.

Есть ещё один способ сделать окно чуть более аутентичным.
Внутри стеклопакета между полотнами стекла есть полоска с перфорацией для отвода конденсата.
Их легко заметить в обычных пластиковых окнах.
По умолчанию такие полоски делают зеркальными, с металлическим блеском, отчего они становятся очень заметными и узнаваемыми.
Мы всегда просим при изготовлении покрасить такие полоски в белый, чтобы окно меньше отсылало к пластиковому стеклопакету.
Как видно на фото выше, в этом случае полоска совсем не бросается в глаза.


3. Алюминиевые окна

Окна в тонких алюминиевых рамах с большой поверхностью остекления без перемычек превосходно смотрятся в загородных частных домах.

В современных многоквартирных комплексах установить их к сожалению невозможно, так как приходится устанавливать ровно такие окна как предусмотрел застройщик, а как раз на этом они обычно экономят.

В современной архитектуре часто используются алюминиевые окна со встроенным профилем - рамы у такого окна не видно, но это решение, естественно, подходит только стационарных фрагментов остекления - например для окон установленных вдоль лестниц, в холлах и прихожих.

Стоят они достаточно дорого, но к счастью производятся у нас, а не только за границей.
Тонкие или встроенные рамы из металла - лучшее решение для минималистично модернистской архитектуры.


4. Пластиковые окна


О пластиковых окнах можно сказать только одно - лучше их не использовать.

В каком бы состоянии не находились старые деревянные окна, всегда лучше отреставрировать их, чем сэкономить и установить пластиковые.

При любой возможности, мы производим реставрацию и это всегда приводит к превосходным результатам.
Не было ещё ни одного случая, чтобы кто либо из заказчиков пожалел о подобном решении.
Если вариантов кроме пластикового окна нет совсем никаких, установите окна без делений и форточек - просто два полотна сплошного стекла от подоконника и до верхнего откоса и без импоста.
Это будет выглядеть лучше.

Для сравнения, пластиковое окно с импостом:
Деревянное окно тех же пропорций (без импоста)
А теперь сравним окна со стеклопакетом, абсолютно идентичные по форме, но в разном исполнении.

Дерево:
Пластик:
Существует еще одно явление о котором лучше и не упоминать - имитация раскладки на пластиковых окнах, особо популярная у застройщиков дачных посёлках. Вот этим заниматься точно не нужно.


Пропорции окон

Именно по форме и пропорциям окна мы всегда безошибочно определяем географическое положение объекта.

К примеру: по характерной полуциркульной форме окна не трудно догадаться что объект находится где-то в Европе в доме приблизительно конца 18 начала 19 века, такие окна можно встретить буквально на каждом шагу в Прибалтике и в Германии, а вот во Франции таких окон сравнительно мало.
Даже в Петербурге гораздо чаще встречаются узкие арочные окна.
На территории России их можно встретить в Выборге и в Калининградской области, что вполне закономерно.
На эскизе: распространённые раскладки арочных окон.


В отношении пропорции несколько сантиметров могут играть решающую роль.
Давайте посмотрим как меняется восприятие окна в зависимости от ширины верхней фрамуги:
Фрамуга составляющая заметно меньше одной трети кажется лишней, так как створки как бы теснят ее.
Окно слева - более классическое, окно по центру часто встречается в сталинских домах, чаще всего с форточками.
Такие окна мы тоже реставрируем.
Окно на фото выглядит гармонично так как форма верхних фрамуг приближается к квадрату, а не вытянутому прямоугольнику.
При делении окна старайтесь руководствоваться правилом третей:
На эскизе по центру - наша любимая раскладка наиболее характерная для северного модерна.
Такие окна чаще всего встречаются а скандинавских странах, достаточно часто в Петербурге и иногда во Франции и Бельгии.

При изготовлении современных окон мы стараемся не проектировать форточки, так как маленькое окошко в толстой обвязке, которая образуется из-за усложнённого механизма открывания, выглядит достаточно грубо.

А вот в старых окнах форточки всегда приветствуются.
Немногие знают для чего использовали дублирующие форточки (внизу и вверху рамы) - эта система позволяла избежать сквозняков.
Вверху оставляли открытой форточку внешней рамы, а внизу - внутренней.
Можно встретить также и окна только с нижней форточкой - для удобства.

Сложные рисунки окон требует тщательного исполнения и особо тонких перемычек, такие окна редко изготавливают современные мастера:
Слева направо - классическое французское окно в мелкую раскладку разделённое по горизонтали на три блока.
По центру - английское окно.
Справа - классическое русское дореволюционное окно.
Очень популярный рисунок, его использовали не только для окон, но и для межкомнатные дверей с фрамугой.
Верхнюю часть иногда делили на три фрагмента, а иногда на пять в зависимости от ширины окна и замысла архитектора.

Поговорим немного об окрашивании окон.


Традиционно рамы снаружи по фасаду лучше красить в темно-коричневый, графитово-серый или чёрный цвет.
Делается это потому, что окно снаружи, как и внутри, притоплено в нишу, которую заполняет тень, белые рамы там выглядят неуместно.
Убедиться в правильности такого решения вы можете просто взглянув на любой фасад.
Окна которые поменяли на белые пластиковые всегда выбиваются из композиции фасада.
Изнутри рамы традиционно красят белым, чтобы тёмные линии не спорили с льющимся из окна светом.
Исключение составляют кованные рамы витражных окон и рамы из темного дерева в традиционных Голландских интерьерах.
Это характерное различие, к примеру, между французскими и голландскими домами, где раскладка была схожей, а цвет разным, ведь окна во Франции преимущественно белые.

В современных тёмных интерьерах чёрные или серые (но только не коричневые) внутренние рамы бывают достаточно уместными, но чаще темный цвет акцентирует внимание на толщине обвязки поэтому темную раму лучше использовать только в случае тонких алюминиевых окон.

В другой раз мы вернёмся к теме окон, когда будем подробно разбирать оформление оконных проёмов, откосов, подоконников и декоративный текстиль.