Мы используем файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия с сайтом.
Хорошо, больше не показывать
● 5 мин. чтения

Практическая композиция. Новые источники вдохновения.

Каждый архитектор и декоратор, находящийся в непрекращающемся процессе генерирования идей, в определенный момент заходят в тупик, впадает в ступор.

Кажется, ну вот я уже все понял, все попробовал, все отработал, что же делать дальше?
Именно для таких моментов необходимы альтернативные ресурсы, подпитывающие стремление анализировать достижения культуры, искать нестандартные новаторские решения, развиваться.
Как вы помните, наша основная глобальная задача - создание уникальных пространств, в связи с чем вдохновение является одним из ключевых компонентов.

Сегодня поговорим о кинематографе.

Оговоримся сразу, что предложенные в этой подборке картины рассматриваются в качестве дополнительного учебного материала и оцениваются исключительно по своим художественным достоинствам.
Сейчас в центре нашего внимания находится не сюжет (скучный или увлекательный), не актёрская игра и не отдельные дискомфортные сцены.
Наша задача воспринять фильмы как динамические объемно-пространственные композиции на экране, осмыслить использованные в кадрах приемы и средства художественной выразительности.

Теперь приступим.


1. Молодость (2015, Паоло Соррентино)

Фильм наполнен яркими долгими кадрами, рембрантовскими свето-теневыми контрастами, многофигурными композициями в духе ренессанса.

Основной композиционный приём в фильме - правило третей и контраст (световой и цветовой).
При этом фильм достаточно динамичный, сюжет традиционно наполнен, поэтому картина хорошо подходит для начального этапа знакомства с авторским фестивальным кино.



2. Французский вестник (2021, Уэс Андерсон)


Этот фильм активно ругали за тяжеловесность, затянутость и избыточное количество персонажей и сюжетных линий.
К счастью для нас, это является скорее достоинством, так как любой фильм Андерсона - идеальное пособие по колористике.
Режиссёр очень любит монохромные кадры (т.е. цветовая схема при которой за основу берутся оттенки одного цвета+дополнительно чёрный и белый), но компенсирует это использованием сложных, а не открытых оттенков.

Этот приём можно также отследить в более раннем фильме режиссёра «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники»
Другой излюбленный композиционный приём - симметрия ещё более активно был использован в картине «Отель Гранд-Будапешт».

Также Уэс Андерсон часто использует контраст теплых и холодных оттенков, сочетая сложный серо-голубой, цвет морской волны и цвет сумеречного неба с желтым и оранжевым.
Этот приём наиболее активно задействован в другом известном фильме режиссёра - «Королевство полной Луны».
На этом кадре мы видим еще один приём - обрамление или «фрейминг», часто применяющийся в фотографии, кино и особенно в типографии.



3. Главная роль (2021, Гастон Дюпра и Мариано Кон)

Фильм как-будто созданный для изучения минималистично ассиметричной композиции, правила третей и модернистской архитектуры.
Здесь безупречно продемонстрирован метод достижения максимального визуального эффекта при минимальном числе компонентов в композиции.
Колористически все решено с помощью в холодных оттенках и на контрасте дополнительный цветов.
Также используется многоплановость, контраст масштабов - маленькие фигуры далеко отнесенные от центральной оси композиции уравновешивают крупные объекты.


3. Мемуары Гейши (2005, Роб Маршалл)

Еще одно произведение, которое можно смотреть даже без звука и не подгружаясь в сюжет, впрочем довольно классический по своему построению.
Оттенки здесь более приглушённые, цветовая гамма в большей степени холодная. Натурные съёмки и живописные кадры нас в данном случае интересует благодаря их медитативному, наполняющему свойству.
Фильм действительно очень вдохновляющий, хотя вполне традиционный.



4. Великая красота (2013, Паоло Соррентино)

Традиционное для постмодернизма произведение изобилующее цитатами к Фредерико Феллини и различными культурными отсылками к сокровищам цивилизации, как к античным так и к католическим образам.
Также как в великолепном сериале Соррентино «Молодом Папе».
Фильм можно использовать как путеводитель по Риму.
Также он учит непредвзято и с любопытством смотреть на мир во всем его удивительном и порой парадоксальном многообразии.
Камера перемешается плавно, действие размеренно, пространство заливает яркий свет, передающий ощущение сонного летнего дня.
А на этом кадре мы видим и еще один композиционный приём - перспективное сокращение и регулярный ритм.
Много внимания уделено именно свето-теневому контрасту, который позволяет подчеркнуть величие античной скульптуры и Римской архитектуры, когда форма постепенно проявляется из темноты при мягком свечной свете.
Просмотр этого фильма навевает воспоминания о значительно более ранней экранизации знаменитого романа Умберто Эко, «Имени розы» 1986 года в котором использовались схожие приемы.
Правда в этом фильме контрастное освещение было продиктовано скорее требованием исторической достоверности, а у Соррентино это скорее постмодернистское подражание, стилизация, ностальгия.
Наполненный задний план становится ключевым в повествовании и в этом проявляется баланс всей композиции.
Мы не можем одновременно следить за сюжетными поворотами и изучать красоту кадра.
Поэтому режиссер предлагает нам вместе с персонажами перемещаться по пространствам и смотреть их глазами на фонтан Аква-Паола, внутреннее пространство церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, статую Морфорио, портреты 18 века и древние термальные комплексы.
Соррентино пользуется традиционными приемами - размещает персонажей в кадре согласно золотому сечению на линиях третей, активно использует симметрию.



5. Дюна (2021, Дени Вильнев)

Дюна - идеальный фильм для архитектора.
Ключевой приём, который использован в этой картине - масштаб.
Цветовая гамма достаточно однообразная, даже монохромная, этот лаконизм только подчеркивает желаемый эффект, который достигается за счёт использования контраста между маленькими человеческими фигурами и монументальными колоссальными пространствами.
Не смотря на жанр, научную фантастику, кино очень размеренное, кадры сменяются медленно позволяя внимательно рассмотреть архитектурные объекты.
Некоторые пространственные решения - большие поворотные двери, специфическое освещение, низкая мебель, аскетичная обстановка залов, массивные столы в качестве композиционной доминанты, нарочито продленные вытянутые пропорции, вполне можно применить в работе в уменьшенном масштабе.



6. Имя (2012, Матьё Делапорт, Александр де Ла Пательер)

Интерьерных фильм в самом традиционном понимании, место действия - квартира французских левых интеллектуалов в 9 районе Парижа.
Переполненный книжными полками, каминами, мебелью и декоративными светильниками интерьер с деревянными окнами, столовой, гостиной и кабинетом, с круглой стеной в коридоре, уютной прихожей с окном и служебной кухней.
Яркий фильм, который приятно изучать, погружаясь в детали заднего плана.



7. Прошлой ночью в Нью-Йорке (2010, Мэсси Таджеддин)

Легкое минимальстичное кино с нарочито рваными монтажными склёйками, в котором главным объектом внимания становится просторный лофт, залитый светом.
За прошедшие 12 лет с момента выхода фильма интерьер наполненный витражной мебелью практически не утратил актуальности, за исключением некоторый избыточности мелких деталей.
Зато открытые полки и гладкие фасады шкафов, лаконичная спальня и смесители в ванной выглядят замечательно.



8. Последствия (2019, Джеймс Кент)

И еще один фильм построенный по формуле «любовный треугольник с Кирой Найтли+ красивый объект недвижимости».
В этом фильме наглядно продемонстрировано как совмещать современные предметы мебели в стиле Баухаус (которые попадаются на глаза повсеместно) с классическим элементами отделки традиционного загородного особняка.
Большая часть экранного времени просвещена экскурсии по дому, демонстрируется парадная анфилада с центральными раздвижными дверьми между столовой и гостиной, а также музыкальным салоном.
В целом это достаточно комфортная, не радикальная интерьерная картина, хотя один из ключевых персонажей и заявлен как архитектор модернист, фактически дом нарочито архаичный и подчёркнуто уютный.

Вкупе с этим последним фильмом можно было бы привести еще одну хорошо известную работ об архитекторах, а именно фильм «Дом у озера» (2006).
Стеклянный дом, возведение которого потребовало от съемочной группы неимоверных усилий и прохождения всех возможных охранных организаций до сих пор остаётся мечтой любого минималиста и эталоном недвижимости «с видом».
И все же в доме из стали прослеживается небольшая стилистическая отсылка к американской эклектике 1880х.
Это читается в частной раскладке окон, стеклянном куполе, симметричном фасаде, декоративной ковке украшающей ограждения, бортик кровли, опорные колонны у входа.
Этот список можно было бы продолжать бесконечно, но, полагаю, основную мысль вы поняли.

При просмотре любого фильма обращайте внимание на композиционные приемы, которые использовались при создании кадра, на колористические схемы, поразмышляйте о том, как можно применить полученную информацию в работе, на практике, при создании архитектурных и интерьерных композиций.