Мы используем файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия с сайтом.
Хорошо, больше не показывать

● 5 мин. чтения

Практический модернизм

Сегодняшний выпуск я начну иначе чем обычно - с рассказа:

Недавно у нас в узком кругу зашёл разговор об архаичной мелкой оконной раскладке. Оконная раскладка в мелкий квадратик даже на самом простом «гладком» фасаде ассоциируется со зданиями постройки 16 или 17 века.

Создание декоративного интерьера «под мушкетеров» не входило в наши планы.

Тем не менее мы задумались -
как ультраминималистический интерьер с пустыми белыми стенами и полами воспримет одно единственное внутреннее окно с мелкой черной раскладкой?

Пришли к выводу, что воспримет очень даже неплохо, в случае если никаких иных декоративных элементов мы привносить не будем - остановимся на лаконичных поверхностях без плинтусов и гипса и добавим тёплое желтое свечение от лампы - шарика из молочного стекла.
Зачем я рассказала эту историю?

Эта интерлюдия призвана продемонстрировать какую пользу на творческий процесс оказывает непредвзятое мышление и незамыленый взгляд.
На протяжении всего курса я предоставляла вам традиционный инструментарий - классические объемы, пропорции, композиционные приемы, структурные связи комнат.

Сейчас я постараюсь расширить ваши возможности.

Не только рассказать о модернистских решениях, но и продемонстрировать способ мышления, который позволит вам разработать уникальные нестандартные решения для каждого пространства, с которым вы будете работать.

Во второй части выпуска я перечислю несколько устоявшихся приёмов, которые применяют архитекторы-модернисты, чтобы систематизировать ваши представления.

Есть такой латинское выражение - tabula rasa, что переводится как «чистая доска».

Этот принцип некоторые исследователи рекомендуют применять при изучении современного искусства - воспринимать произведение так, как будто вы никогда прежде не видели ничего подобного, отказавшись от представлений (полученных с опытом) о том, что искусство - это последовательность картин развешенных на стенах в галлерее.

Таким образом вы отбрасываете все возможные предварительные ожидания и надежды.

Так вот tabula rasa - это как раз и есть отказ от доминирования опыта в восприятии.

Каждый архитектор, декоратор или дизайнер, особенно любознательный, обладает некоторой насмотренностью и сложившимися визуальными представлениями о прекрасном.

Ваши собственные представления формируются под влиянием классической и современной архитектуры, которую мы изучаем в данный момент, а также они основаны на вашем личном бытовым опыте проживания.

В связи с этим, когда вы попадаете на стройку или в неотремонтированную квартиру, ваш мозг сразу же подбрасывается вам готовые схемы для различных помещений.
Многочисленные схемы, которые вы потом неминуемо пытаетесь внести в этот самый объект и увязать друг с другом.

Принцип чистой доски призывает вам воспринять пространство непредвзято, как чистый холст на котором можно изобразить самые разные и самые неожиданные вещи, с помощью разных материалов и техник.

Итак, первый этап подготовки сознания перед работой с пространством - это очищение.

Освобождение от ожиданий, мечтаний и ложных амбиций.

Давайте сразу проиллюстрируем этот совет примером из моей рабочей практики.

Во время консультации обратились с просьбой о помощи при проектировании квартиры в новостройке.
Традиционное решение с центральными анфиладными дверями в парадной зоне, которое очень хотелось применить было нереализуемо из-за большого массивного пилона и несущей стены.

Оставив попытки вписать классическую схему и ордер с лепниной в коробочку высотой 2.8м с горизонтальными окнами я предложила несколько нестандартных решений в духе минимализма.
Рис. 1
Первое включало в себя стеклянный угол перегородки ограничивающей кухню.
Рис. 2
Второе - центральную перегородку отделяющую кухню с двусторонней полкой-лавкой.
Само пространство призывало не зашивать проемы и не вносить лишние элементы.
В последствии я предложила закрыть кабинет большой сдвижной дверью замаскированной под фрагмент стены.

Второй этап - анализ пространства.

Вы обязаны увидеть и прочувствовать личностные особенности местности или здания.
Как мраморная глыбы в размышлениях Микеланджело Баунаротти с самого начала является скульптурой, так и пространство с самого начала содержит зерно будущего интерьера.

Ваша задача - лишь обнажить его, отсечь все лишнее.

Ошибочно предполагать, что знаменитую Пьету можно было бы изваять из того же камня, что и скульптуру Моисея в гробнице Папы Юлия в Соборе Святого Петра.

Изучите историю постройки, материал из которого сложены стены, его качество и визуальные характеристики.

Может быть вы предпочтёте сохранить фрагмент старой штукатурки или откроете кирпичную кладку?
Третий этап работы с будущим пространством - сбор идей.

Ваша задача - собрать пул идей и затем оставить только пару самых ярких и уместных для данного пространства решений.

Вам может показаться, что архитектура за всю ее многовековую историю включая целиком новаторское 20 и 21 столетие уже не может быть обогащена ничем новым.

Но давайте убедимся, что обычная прогулка по улице может принести новые реализуемые идеи.

К примеру, в одном из проектов мы использовали форму эркера (фасадного элемента) внутри квартиры, роль внешних окон выполняли внутренние, получается архитектура как бы вывернутая наизнанку.
«Эркер» предполагалось использовать для того, чтобы встроить в нем большую столешницу в хозяйской ванной, а кроме того, преобразовать пространство коридора, несущего самое прикладное назначение, в целое архитектурное событие.
Не менее интересна в этом проекте и входная зона, тут мы тщательно прорабатывали форму, так, чтобы примирить между собой оси.
Продолжая тему внешней и внутренней архитектуры.

Обратите внимание на такое явление, как внутренние дворы многоквартирных домов Европы - в Вильнюсе или Таллине, да даже в Санкт-Петербурге или в Выборге каждая арка скрывает необычное пространство: нестандартной формы, ведущие в них приземистые и широкие арками, хаотичные деревянные окошки, лестницы и и утопленные в асфальт дверки, иногда встречаются даже колонны.
При этом, в пригородном строительстве такое решение - отдать часть пространства дома на внутренний двор, нам за многолетнюю практику не встречалось ни разу, а какой наобычный проект мог бы получится!

В доме появились бы комнаты с окнами «напросвет» и на улицу и во внутренний двор, образовались бы необычные разноуровневые коридоры и вообще образовалось бы новое необычное пространство.
Давайте, как и было обещано, рассмотрим еще некоторые из возможных инструментов организации модернистского пространства, которые могут подтолкнуть ваш разум в новом направлении:

1. Стены неполной высоты

Могут быть завершены фрамугами из прозрачного, матового, фактурного стекла, а также стеклоблоками.
2. Свободные перегородки (неполная изоляция помещений)

Такой перегородкой галлерейного типа можно отделить кухню от прихожей или гостиной, гардеробную от спальни, зону раковины от уборной и душевой или от гардеробной, зону ванны от спальни.
Пример применения подобной перегородки в плане мы приводили чуть выше, рисунке 2 в начале статьи.
3. Ассиметричные внутренние окна.

Они прекрасно дополняют мебельные композиции особенно в тех случаях когда симметрия изначально не предполагается - например, как в данном случае, кухонная мебель не способствует созданию симметричной композиции.

4. Опоясывающая полка

Приём который может успешно дополнить свободную перегородку, например, опоясывающая полка превосходно дополнит композицию в прихожей в качестве консоли и в гостиной (с обратной стороны) в качестве книжной полки.
5. Зонирование с помощью лестницы

Минималистичная белая лестница в загородном доме может служить идеальным эстетическим дополнением интерьера гостиной.
Она сужает пространство в зоне столовой, гармонично вытягивая пропорции помещения и позволяя ему расшириться почти до квадрата в зоне гостиной.
Кроме того, она дополнительно отделяет кухню от столовой.

6. Внутренние окна нестандартных форм и вытянутых пропорций.
Почему бы не спроектировать узкое арочное или даже сводчатое окно?
Или можно запланировать сразу несколько.
К примеру, в одном из наших проектов мы создали ритмическую композицию из ряда небольших окон в форме фасолинок.

Четвёртый этап - отказ от лишнего.

Если вы хотите создать действительно впечатляющее пространство, одной из ключевых задач станет уменьшение числа визуальных приёмов, так они имеют свойство нейтрализовать друг друга.

Чем плотнее вы напичкаете комнаты оригинальными и даже гениальными находками, тем меньший эффект они будут оказывать на зрителя.

В качестве домашнего задания, для того чтобы этот выпуск принёс вам большую пользу, рекомендуем вам прогуляться по городу с блокнотом и ручкой в руках. Внимательно смотрите по сторонам, обращайте внимание на здания, дверные ручки, форму лавочек.

Сделайте зарисовки и поразмышляйте над там как вы могли бы переосмыслить эти образы и использовать их в вашей работе в качестве проектировщика интерьера.