Мы используем файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия с сайтом.
Хорошо, больше не показывать
● 4 мин. чтения

Модернизм с человеческим лицом. Watzek House.

В наших изысканиях в курсе «Как этом сделано» мы обошли стороной одну очень крупную область.
Эта область с крайне специфической и интересной архитектурой - Соединённые Штаты Америки.
Теперь, когда для нас настало время вновь набраться вдохновения у источника всемирных архитектурных достижений, мы отправимся в Портленд, штат Орегон, чтобы исследовать совершенно другой, непривычный и нетривиальный модернизм.
Порой начинает казаться, что архитектура после 1920х годов - это сплошное стекло, бетон и металл.
Однако в действительности региональная культура, материалы, пейзажи и история оказывают колоссальное влияние на архитекторов модернистов.
Американские архитекторы, к примеру, отнюдь не склонны к аскетизму, традиционно присущему, к примеру, архитекторам-немцам.
Они достаточно консервативны и работают менее «агрессивно» и радикально, с точки зрения обычного заказчика.
Поэтому неудивительно, что в конечном итоге именно в Америке стиль art decó, выросший на базе сочетания модернистской формы и архаичного отношения к детализации и ценным отделочным материалам, получил наибольшее распространение.

Основные заметные черты американской архитектурной школы - это большие масштабы, размашистость форм, переосмысленный традиционализм.
Дом, который мы рассмотрим сегодня мог бы послужить практической иллюстрацией и инструкцией для среднестатистического загородного коттеджного строительства.
При желании его схему можно взять за основу при проектировании дома в северном регионе или в средней полосе, правда, лучше немного уменьшить количество помещений.

Архитектор Джон Ён не получивший полного формального образования (как и многие другие известные модернисты), взялся за этот проект в 26 лет, дом был построен в 1937 году, хотя выглядит как минимум на 40 лет моложе.
Ему удалось, не смотря на достаточно привычный облик деревянного загородного дома, стоящего в холмистой долине на юго-западе Портленда, создать нестандартное самобытное произведение.
В первую очередь благодаря именно тому приему, который был описан в прошлом выпуске, а именно - здание не кубическое.
Функциональные зоны разнесены по участку, как в японском традиционном доме, при том что размеры дома, нельзя назвать скоромными.
Дом имеет форму ленты свернутой на участке вокруг внутреннего сада. Архитектурные объемы дифференцированы, каждый из них имеет индивидуальную высоту, кровля местами односкатная, а местами двускатная, что создаёт динамичную композицию, формы не «слипаются» друг с другом.

Кровля над гостиной вынесена таким образом, что образуется огибающая терраса. Получается объём в объеме с нестандартной колоннадой.
Колоннада ассиметричная, справа она короче, а слева уходит чуть глубже.
Дом одноэтажный.
Основной блок с более высокими потолками - гостиная.
По соседству еще пара парадных комнат - библиотека, столовая.
К столовой очень консервативно примыкает проходная буфетная (или сервировочная), за ней кухня.
Спальни отдалены от общественной зоны.
Библиотека, гостиная и гостевая комната обращены к видовой части участка, две большие спальни и кухня смотрят в узкую часть участка на деревья.
Из разных частей дома можно выйти в сад.
Кроме того в доме 5 ванных комнат, и такое количество я бы назвала избыточным.
Большие окна с вертикальным делением по фасаду перемежаются глухими простенками.
Окна поделены ритмически.
Окно библиотеки горизонтальное, частое решение для малой гостиной или кабинета - под окном обычно располагают книжные полки или диваны.
По сути ленточное окно библиотеки соседствует с высокими, в пол окнами гостиной, идущими по трём стенам.
В результате образуется своеобразный ассиметричный экер.
Сочетание традиционных приёмов с модернистскими, симметрии и асимметрии, делает дом интересным, новаторским и при этом очень жилым и уютным.
К примеру в случае с этой гостиной, не смотря на то, что сам эркер ассиметричный, раскладка окон остаётся классической - на три фрагмента.
В отделке преобладает традиционные для консервативной Америки деревянные панели.
Хотя кессонированный потолок и даже молдинги выполнены гораздо более лаконично и тонко чем в классическом английском или американском особняке.
При этому нельзя сказать что нигде больше такого сочетания - большие площади остекления, модернизм и деревянные панели, мы раньше не наблюдали.
В действительности - это очень распространённый приём для скандинавской архитектурной школы и британского модернизма.
На фото - интерьер дома Алвара Аалто в Хельсинки.

Чистейший белый минимализм чаще встречается ближе к югу на Средиземном море и в Германии.
На фото: Библиотека Алвара Аалто в Выборге.

Однако, после этого небольшого отступления на другой континент, вернёмся к дому Ватцека.
Дом прекрасно вписан в пейзаж благодаря «притушенному» оттенку деревянных конструкций и каменным элементам (в основном - это традиционные большие камины с широкими печными трубами).
Сейчас мы с вами рассматриваем этот дом как практическое пособие по «очеловечиванию» модернисткой архитектуры.
Необходимо понять, что в архитектуре существует множество градаций между традицией и модернизацией и порой разница ощущается за счёт колористики и формы, пропорций, а вовсе не за счёт непосредственного следования канонам и использования соотвествующий атрибутики.
Северо-Американскую загородную архитектуру в целом можно разделить на три условные большие категории.

1. Архаичные, порой не слишком изящные ‘плантаторские’ особняки с колоннами, наследующие английской традиции, но более новые, дорогие, менее потрепанные, зачастую с большим использованием дерева в отделке, чем это можно увидеть в Великобритании.

2. Современные стеклянные виллы на океаническом побережье, основной период застройки - 1940-1960 годы, включающие здания величайших архитекторов, Вальтера Гропиуса, Джорджа Накашимы и других.

3. И наконец обманчиво скромные лесные домики, типа альпийских шале, построенные, в прочем, с большим размахом, к которым относится и предмет нашей сегодняшней беседы.

В связи с этой последней категорией вспоминается другое здания - лесной модуль Джозефа Эшерика 1967 года постройки.
Итак, какие же приемы и принципы американской «лесной» архитектуры мы можем использовать в нашей собственной практике:

1. Модернизм со скатными крышами

В климатических условиях более суровых, чем на французской Ривьере, создание минималистичного дома с плоской обитаемой кровлей и открытыми террасами вызывает известные трудности. А вот сочетание односкатных и двускатных кровель помимо удобства обслуживания обладает и другим преимуществом - пропорционально вытягивает объём вверх и лучше вписывается в окружающий северный ландшафт с преобладающими смешанными и хвойными лесами.
Тем не менее, как мы можем убедиться, такая форма вовсе не требует от нас создания чего-то строго архаичного.

2. Ленточное остекление как метод усложнения пространства
Многим загородным домам, которые можно увидеть в наших привычных пригородах очень помогло бы дополнение в виде этого достижения модернизма. Узкие ленточные окна под потолком прихожей, в коридоре или в переходе между корпусами, большое - от столешницы в кухне, в столовой, кабинете или за изголовьем в спальне. В случае апартаментов в многоквартирном доме решение с ленточными окнами применяется в рамках межкомнатных фрамуг и внутренних окон.

3. Натуральное дерево в простой форме

Использование натурального шпона и даже фанеры упрощает восприятие модернистской формы, делает ее более обитаемой и уютной, комфортной для жильцов. Эта рекомендация также остаётся актуальной не только для загородных домов, но и для квартир.

В следующем выпуске мы продолжим изученное американской архитектуры.
Так как традиционные поместья нас сейчас не интересуют, подробно рассмотрим именно виллы в Калифорнии и в Южной Америке, в которой занимающих нас значимых произведений не меньше чем во всей центральной Европе.