Мы используем файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия с сайтом.
Хорошо, больше не показывать
● 5 мин. чтения

Оси. Часть II. Оси в модернистском пространстве.

Попытки применения классических принципов архитектурного построения в новостройках часто разбиваются о хаотическую систему расположения окон, косые стены и разбросанные без всякой логики опорные пилоны.

Например, приемлемое расположение широких двустворчатых дверей в гостиную зачастую несовместимо с ассиметричными, разной ширины парными окнами, которые обычно оказываются в гостиной.

Сегодня мы разберём корректные способы решения этой и еще некоторых других проблем, которые возникают при работе с современными жилыми комплексами.

Задача хорошего архитектора в новостройке - не полностью перекроить ее на новый лад зашив все, что «не влезает» в картинку, а найти свою уникальную для этого пространства логику движения света и довести уникальные особенности пространства, до состояния яркого визуального образа, так чтобы они не воспринимались как ошибка.

Сегодня мы будем на примерах разбирать принципы работы и практическое применение приёмов в современных пространствах.

Одна из наших путеводных нитей, которая поможет внести логику построения пространства в нестандартную форму - оси света и видовые точки.

Ось в модернистском пространстве может поворачивать и двигаться по дуге, что в классической школе немыслимо.

Но важно понимать, что присутствие оси существенно.

Система внутренних окон разворачиваешься по линии света, а пространство адресуется на вид.

Если же вида нет, мебельная композиция фокусируется внутрь пространства, которое обогащается, усложняющими архитектурными элементами.

Рассмотрим на примере: квартира в новом ЖК неправильной формы.
Застройщиком была приложена жилая зона совмещённая с кухней в дальнем узком углу квартиры, смежно с гостевым туалетом.
Заметим также, что это и самая невидовая часть квартиры - с видом в стены соседних домов и на восток.
Мы предложили перенести гостиную в угловую видовую часть квартиры выходящую на запад.

А вот с сложными углами пришлось поломать голову.
Были разные варианты, от более классических до модернистских.

Некоторые из первых вариантов, выполненный в традиционной манере работы с формой:
Чтобы добиться чистой формы с притупленными углами, учитывая изначальную форму квартиры, пришлось зашить много дополнительных углов.
В итоге квартира получалась слишком архаичной для столь современного здания и мы приняли решение внести коррективы.

Упростили систему связи между комнатами, сделали их более просторными и проработали модернистские детали.

В правой части квартиры мы использовали оси окон, чтобы упорядочить многочисленные дверные проемы в гостиную.

Чтобы соединить непрерывную линию окон по правой стене, мы спроектировали внутреннее окно, напротив двери в ванную комнату из спальни.

В последствии мы добавили ещё один иллюминатор под потолком между кухней и уборной.
Таким образом движение света от внешних окон не прерывается и сохраняется ясная видимая связь между разными блоками квартиры.
Так как в левой части квартиры вида как такового нет, мы спроектировали нестандартный стеклянный переход в форме стакана, чтобы обогатить скучные помещения интересным архитектурным элементом.
Переход в процессе монтажа:
Различные варианты оформления:
Служебные помещения мы тоже сделали усложнёнными и взаимопроникающими.
Чем более сложные формы вы используете, тем проще должно быть ордерное оформление.

Фаски, скруглённые углы, сложные пространства - все это плохо сочетается с классической лепниной и широкими фризами.

Так выражается равновесие - наполненные росписями, гипсовыми декоративными элементами, живописью и скульптурой архаичные комнаты проектируются в строгих понятных и простых геометрических формах, в классических устойчивых пропорциях.

А минималистичная «пустая» современная архитектура может позволить себе более смелые решения в области формы.
Не только свет, но и пропорции в модернизме могут быть значительно более радикальными.

Если в случае с классической формой пространства очень статичные, ширина примерно равна высоте, двери занимают все трети высоты помещения и так далее, то в модернизме мы можем позволить себе ярко выраженные горизонтали и узкие вертикальные линии.
То с чем мы никогда не работаем в традиционном интерьере - двери и фрамуги упирающиеся в потолок, в модернизме вполне легитимный приём обеспечивающий размыкание объема и свободное движение света.
Симметрия и асимметрия - равнозначные системы.

Как мы уже говорили раньше, модернизм не отменяет использование осей света, также он не отменяет и оси симметрии.

Вы не обязаны придерживаться оси симметрии также строго как при традиционном построении пространства.

Работая с абсолютным минимализмом вы получаете большую свободу и можете прибегать к ассиметричным композициям.
Давайте вернёмся к проблеме, которая была приведена в пример в самом начале выпуска.

Что делать если вывести классический двустворчатый проем на ось окна невозможно?

Что делать, если расположения санузловых зон приходится выходом в вытянутую гостиную где-то условно сбоку, а проем никак не может совпасть с окном?

В данном случае решение может быть в том, чтобы увести внимание от явного несовпадения осей.

Это можно сделать с помощью продленной стеклянной перегородки.

В одном из проектов было предложено, к примеру, сделать такую перегородку выдвинутой вперёд, как некий эркер, что помогло увести внимание от явно выраженной асимметрии и сделать ее плановой частью композиции.
Для решения необходимых визуальных задач в современной композиции мы используем металл более активно, так как он позволяет создавать гораздо более аккуратные и тонкие конструкции, по сравнению с изделиями из дерева.
Особенно это касается тонких переплётов в больших стеклянных перегородках и внутренних окнах.
Мы часто используем стеклянные перегородки в квартирах для небольшого количества проживающих в тех случаях когда надо отделить кухню или прихожую, но не хочется визуально терять в объеме, выстраивая глухой кубик из блоков с дверью.

В данном случае запрос был на квартиру под сдачу, поэтому мы предложили перегородку из фактурного стекла, чтобы зонировать кухню.
А в этом консультационном проекте нам хотелось подчеркнуть удлинённое пространство вытянутое вдоль окна, поэтому мы не стали «отрезать» кухню классическим способом - два простенка и проем посередине.

В обоих случаях мы стремились разместить неподвижный объект так, чтобы он, с одной стороны, фиксировал ось и мебельную композицию, а с другой - служил водоразделом, не разбивая пространство и не укорачивая комнату.
А в этом случае кухня соединяется не только с гостиной но и с переходом.

Итак сегодня мы рассмотрели применение модернистских приёмов в практике современного строительства.

В качестве домашнего задания предлагаем Вам разработать эскиз альтернативной планировки для Вашей квартиры (или для квартиры мечты) в духе модернизма.

Учитывайте не только приемы, которые мы рассмотрели в этой статье, перечитайте статьи курса «как это сделано», постарайтесь интерпретировать опыт американских, немецких, скандинавских или японских архитекторов, чьи работы подробно разбирались в выпусках.

Удачи!