Мы используем файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия с сайтом.
Хорошо, больше не показывать
● 4 мин. чтения

Как это сделано. Часть V. Японский дом. Продолжение.

Применение приёмов
Источник фото: kkaa.co.jp
В прошлый раз мы подробно ознакомились с теорией построения японского жилого дома, как архаичного так и современного.

Сегодня мы проанализируем, какие принципы организации японского жилья мы можем с успехом применять в собственных проектах для создания новых нестандартных пространств.

1. Отказ от четкой дифференциации жилых комнат


Мы привыкли к тому, что пространство дома делиться на комнаты с разными функциями, которые обеспечивают соотвествующие мебельные группы.

Например в гостиной будут диваны, кресла, кушетки, стол, книжный шкаф, комод, буфет и далее по списку.

По сравнению с европейским домом в японском мебели можно сказать что и нет вовсе.
Если мы попробуем сменить парадигму то восприятие будет следующим - вместо обладания двух-трёх-четырёх комнатной квартирой с ванной и кухней, мы оказывается владельцами определенной площади, к примеру, в рамках города.
Эта площадь воспринимается как цельная.

Вы можете, например, присесть поработать в любой точке вашей квартиры.

В любой точке поставить кровать и затем переставить ее по желанию.

Источник фото: nakashimawoodworkers.com

2. Радикальный минимализм


Если европейский человек по умолчанию отталкивается сразу от некоторого количества вещей ассоциируемых с благополучным существованием, у японца по умолчанию точкой отсчёта является пустота.

Пустое жилое пространство - это не недоделанный ремонт, это - … ну просто нормально.

С точки зрения воспитания правильного восприятия архитектурного пространства как самоценного, это очень правильный подход, хотя для наших широт еще довольно редкий.

Мы в массе все таки продолжаем думать о комнате как о некоем вместилище.

Для японцев нет однозначно необходимого набора мебели.

Они не стремятся сразу довести дом до полной укомплектованности.

Процесс подбора предметов может длиться очень долго.
Попробуйте мыслить аналогично.

Поживите сперва в пустых пространствах, с одним матрасом.

Проанализируйте, что вам действительно необходимо.
Например, если в определённом углу вам нравиться читать каждый вечер, вам нужно приобрести одно кресло.

Не обязательно покупать сразу целый гарнитур из диванов, пуфиков и журнальных столов.

Избыток предметов отягчает путь.

Поэтому японские минималисты стараются подбирать однотонные единообразные вещи в минимальном количестве, так что уборка становится элементарной и быстрой.
Минимизация предметов приводит к освобождению личного времени, которое используется для наблюдения за изменчивостью и мира и ближнего пространства. Японская культура предполагает замедление и осознанность в самых простых процессах.

3. Мобильные перегородки как фон для композиции и способ трансформации пространства


Если попытаться воспринять жилое пространство дома как целостное, остается возможность новой творческой интерпретации, более высокого уровня, чем просто перестановка мебели.

Перегородок много не бывает.

Чтобы сделать дом более необычным и мобильным, вы можете спроектировать не один широкий проем (например, из гостиной в кабинет), а сразу несколько — в детскую, спальню, коридор, кухню, и все их заполнить раздвижными или складными перегородками.

Это достаточно дорогостоящее мероприятие, к тому же, перегородки не дают полной звукоизоляции, но выигрыш все же получается колоссальный.

Вы сможете менять композицию своего интерьера так часто, как захотите, открывая и закрывая разные фрагменты перегородок, всякий раз будет создаваться разный эффект от пространства.

Например, можно создать боковую анфиладу, а затем сменить ее на центральную или двойную, просто сместив створки.

Также можно убрать лишнюю перегородку и при необходимости увеличить общественное пространство, например, во время приема гостей.

Избыток предметов отягчает путь.

Поэтому японские минималисты стараются подбирать однотонные единообразные вещи в минимальном количестве, так что уборка становится элементарной и быстрой.

Минимизация предметов приводит к освобождению личного времени, которое используется для наблюдения за изменчивостью и мира и ближнего пространства. Японская культура предполагает замедление и осознанность в самых простых процессах.



4. Сакрализация водных пространств

Ванная комната и вообще мытьё - это вещи для японской культуры очень важные. Ванная должна быть стерильно чистой, сантехника - высококачественной.
В ванной не может быть ни одного лишнего или некрасивого предмета.

5. Сакрализация предметов обихода

Каждый предмет в японском доме имеет своё место или даже особый футляр, деревянный ящичек.

Таким образом каждый раз когда вы извлекаете на свет необходимый предмет он кажется новым, самодостаточным и ценным.

Предметы не заполняют пространство и не приедаются.

Даже мебель подбирается с тем расчётом, что ее можно сложить и убрать в небольшой шкаф.



6. Нейтральная цветовая гамма и простейшие формы

Японские интерьеры предполагают сочетание белого цвета и светлых деревянных поверхностей.

Это сочетание часто дополняет светлый и тёмный камень.

Такая цветовая схема сильно упрощает работу оформителя, в результат получается заведомо удачный.

А на фоне простых геометрических форм природные объекты - камни, ветки, цветы - становятся идеальным завершающими штрихами.

7. Растения

В прошлый раз мы говорили о значении сада в японской культуре.

В малогабаритных квартирах и домах не обладающих придомовой территорией достаточной для сада японцы все равно находят место для дерева или домашних растений, а также цветочных композиций.

Наблюдение за изменениями через которые проходит растение - это крайне важная часть философии.


8. Ориентирование на рельеф и вид при построении дома


При проектировании загородных коттеджей и дач было бы очень интегрировать по крайней мере некоторые из японских принципов.

Например, площадка под застройку не обязана выравнивается и не заливается бетоном как некое «футбольное поле».
Сад и его уровни воспринимаются как ключевой компонент дома.

Прихожая и кухня могут располагаться на несколько ступенек ниже, а жилые комнаты выше.

Кроме того у нас очень часто строят дома с размахом - от 150-200м2 на участок буквально в 10 соток.

Полезно было бы вспомнить о том, что дача или загородный дом строится по большей части именно для пребывания на природе, а не в больших меблированных комнатах, и значительно сократить площадь помещений, а вот площадь остекления, наоборот значительно увеличить.

Лучше оптимизировать финансовые вложения и построить маленький дом в котором вы не поскупитесь не ленточное остекление и раскрывающиеся широкие стеклянные двери на террасу.