Мы используем файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия с сайтом.
Хорошо, больше не показывать
● 4 мин. чтения

Как это сделано. Часть IV. Японский дом.

Источник фото: kkaa.co.jp
Японская концепция организации дома, пожалуй, самая непривычная и необычная во всей мировой архитектуре.

Во-первых, японские дома по настоящему соединяют в себе работу формы и функции - здесь архитектура неотделима от организации, любование - от быта, в то время как европейская архитектура, выросшая из культовых религиозных сооружений, вписывает жилые функции в здание «постольку-поскольку», они вторичны и сепарированы.

В Японии образ жизни непосредственно встраивается в саму структуру постройки.
Источник фото: nakashimawoodworkers.com
Традиционный японский дом среднего сословия по своей концепции гораздо ближе к модернизму, чем любой традиционный европейский, хотя, конечно же, значительно старше.
Основные параметры композиции здесь - визуальное равновесие, сочетание разномасштабных объектов, вписанность в ландшафт, ритм, единство и взаимопроникновение окружающей среды и внутреннего пространства, сад считается полноценной частью дома.

Здесь значительно меньше симметрии, иные, непривычные пропорции.

Кроме того, дома, в основном, одноэтажные, но разноуровневые.

В традиционном японском доме нет привычных для нашего понимания окон и дверей, по большому счету, есть только навес на деревянных опорных столбах.

Пространства между столбами заполняются мобильными рисовыми перегородками.
Приподнятость дома над землей на сваях обусловлена высокой сейсмической активностью.

Центральная стоевая наиболее устойчива, разрушения в результате подземных толчков незначительны и поддаются быстрому восстановлению.

Рисовые перегородки также более удобны при землятресениях, чем стекла, так как не разбиваются на осколки.

Одна задняя стена дома все же иногда делается глухой.
На фото: частный дом японского архитектурно бюро KKAA (Kengo Kuma)
Японский дом состоит из нескольких соединяющихся построек.

Основное здание с жилыми помещениями по периметру опоясывает открытая терраса с функцией коридора.
Внутри жилое пространство цельное и разделяется только съемными рисовыми перегородками, а также уровнями пола.

Например, в прихожей два уровня - при входе более низкий, там снимают обувь, а потом поднимаются на следующий уровень, уже в носках.

Там же зона приготовления пищи - низкой глиняной утопленной печи, место для умывания, хранение еды, находятся на 50 сантиметров ниже уровня жилого помещения.

В жилом помещении тоже проектировался утопленный в пол очаг.
Мобильные перегородки раздвигаются летом, чтобы дом хорошо проветривался, и задвигаются зимой, в небольших помещениях проще согреться у жаровни.

Надо сказать, что японский дом в целом не отапливается и остаётся очень холодным с поздней осени по начало весны.

Принцип согревания тут обратный - жильцы подолгу греются в чанах с горячей водой так усердно, что тело сохраняет тепло по несколько часов, а еще греют руки у очага.

Площадь помещений измеряется в подстилках татами.

Мебели в комнате нет вовсе - вся мебель ( в том числе и матрасы для сна - футоны) убирается в шкаф и изначально изготавливается по этому принципу.

Поэтому комнаты могут служить любому назначению в зависимости от необходимости, из шкафа просто достают нужные предметы.

Это особенность японской философии.

Каждый предмет обихода храниться в специальном футляре или деревянном ящичке и извлекается каждый раз перед использованием очень уважительно, предмет не мелькает постоянно на глазах.

Это действие можно сравнить с тем, с какой восторг вызывает у европейцев извлечение новой вещи из подарочной упаковки.

Еду подают на отдельных столиках для каждого человека.

Единственное украшение в любом доме - специальный небольшой альков или ниша. В нем размещаются самые ценный предметы - произведения искусства, свитки, фотографии родственников.

Уборные размещаются в отдельном небольшом строении, соединенном с жилым зданием крытым переходом.

При входе в это помещение полагается менять обувь на специальные туфли.
Традиционные японские дома о которых мы ведём речь бывают как загородными так и городскими и отличаются лишь площадью участка застройки.
В саду загородного дома, если он достаточно велик, может располагаться чайный домик или беседка, к которой ведёт тропинка, иногда можно встретить отдельный гостевой дом соединённый с основным домом крытой галерей.

Японские сады и вся организации территории содержат глубокий символизм.

Например перед домом ставится широкая чаша с водой.
Она предназначена для любования фрагментом неба отраженным в воде.
Считается, что человек не способен постичь совершенство неба если будет глядеть вверх, но может оценить и постичь его красоту по небольшому участку.

Гравиевые дорожки разровненные граблями символизирую круги на воде оставшиеся от брошенных камней или рябь на воде.

Кроны деревьев подстригают в форме облаков.

В саду обязательно находится небольшой декоративный водоём или ручей через который перекинут мостик.

Бассейны, водопады или ручьи символизируют течение времени и вечную переменчивость - ключевое понятие в даосизме (китайском философском учении о пути, значительно повлиявшем на японскую культуру).

Любой, даже самый маленький, мостик олицетворяет переход между мирами.
Для освещения дорожек ведущих к чайным беседуем традиционно используются каменные светильники.

Их устанавливают у ворот, на поворотах и перед мостами.
Японские дома, равно как и японские сады, невероятно просты.

К японской архитектурной традиции идеально применим принцип сформулированный нами для всей модернистской архитектуры: достижение наибольший визуальный эффект при минимальном количестве элементов в композиции.
На фото: церковь в Осаке, 1989, архитектор Тадао Андо
В 1930-40, в ходе Второй Мировой войны произошло обширное столкновение западной и восточной культуры, в ходе которой японская архитектура обогатилась западными технологиями и полюбила бетон, появились глухие стены.
На фото: музей Langen, 2004
Самые знаменитые японские архитекторы - это ныне живущий Тадао Андо и почивший Джордж Накашима (родился в Америке в японской семье) в значительной мере повлиявшие на развитие модернистской архитектуры во второй половине двадцатого века.
Ключевыми приемами Тадао Андо была непревзойдённая по чистоте и оригинальности работа со светом и тенью, а также брутальные бетонные покрытия, на которые после него началось повальное заразное увлечение, плоды которого особенно заметны последние двадцать лет.
Кроме того, Тадао Андо архитектор невероятных масштабов.

Приводить здесь всего его крупные работы не имеет смысла, но в качестве домашнего задания рекомендуем внимательно ознакомится результатами его трудов.
На фото: Холм Будды, Хоккайдо
На фото: собственный дом архитектора Джоржа Накашимы
Джордж Накашима создал нетрадиционные для небогатых японских домов высокие двухсветные помещения и определил ключевое для второй половины двадцатого века направление в мебельном дизайне - сочетание лаконичной формы и натуральных материалов.
Ну, а сейчас, с пришествием тотальной моды на минимализм японские архитектурные бюро получили колоссальную известность и популярность во всем европейском мире.

Они славятся своими оригинальными решениями в области строительства на очень ограниченной площади.

Японская архитектурная традиция оказалась вполне применима в Америке.

Вот, к примеру, проект общественного сада в Портленде, штат Орегон.
Давайте теперь рассмотрим современную городскую японскую архитектуру.
Бюро SAI Architectural Design Office

Что характерно, в этом современном проекте дома на узком участке присутствует традиционное соединение внешнего и внутреннего пространства.

Два корпуса соединяются крошечным садом под крышей с узкими фрамугами.
Пространства не одинаковые, а разноуровневые.

В одной части дома потолки комната двусветная - это гостиная, а в другой два этажа - там расположены спальни.
Также, не смотря на то, что дом стоит на плоскости, сохранено традиционное разделение на уровни пола в доме.

Вот к примеру гэнкан при входе - низкая часть прихожей в которой полагается оставить обувь.
Давайте подведём итог.


Для нас, как для людей работающих прежде всего с формой и композицией, изучение японской архитектурной школы чрезвычайно важно.
Она учит видеть красоту простых поверхностей и ценить пустой объём, а также избавляет от «зашоренности» и стереотипов, очищает зрение и разум.

Через неделю поговорим о том, как же всё-таки можно применить приёмы японской архитектуры и в наших условиях.